Сила Савин

Российский иконописец 2-й половины 17 века. Вызван из Костромы в Москву. Вместе с Гурием Никитиным возглавлял артель костромских и ярославских художников, которые в соборах Костромы, Ярославля, Москвы, Переславля-Залесского создали ярко декоративные, наполненные занимательными бытовыми подробностями росписи.

Работал с 1659 г. по царским нарядам и не только писал в 1671 г., вместе со своей артелью, иконы для императора, но и расписывал церкви: соборные в монастырях — Даниловском в 1668 г. (Троицкую) и Ипатьевском в 1685 г., и Ильи пророка в Ярославле в 1681 г.

Упоминается в дозорной книге Костромы 1664 г.: “(Улица Мшанская, идучи к городу) Двор бобыля на белой земле Силки Савельева… Силка ремеслом иконописец прожитком добре худ…”.

В сентябре 1657 г. вместе с Симоном Ушаковым и некоторыми царскими кормовыми иконописцами писал стенопись на патриаршем дворе “на дорогах у внешних сторон на церкви” .

Сила Савинов был с 1660 г. по 1676 г. кормовым (с 1673 г. первостатейным) царским иконописцем.

Сила Савельев вызывался в Москву в 1660 г.

В 1662 г. вместе с Гурием Никитиным и другими костромскими иконописцами Сила Савин подрядился расписать Троицкий собор Данилова монастыря в Переславле-Залесском. В этом году успели только расписать главу и закомары, после чего были отозваны в Москву. В Москве в сентябре писал в Успенском соборе стенное письмо около дверей.

В 1666 г. жил со своей семьей в Москве.

Заказчик росписи Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском — келарь Чудова монатыря Савва — в 1668 г. просил царя вернуть иконописцев для завершения росписи. Царь удовлетворил его просьбу 21 апреля. Однако уже в мае костромские иконописцы были снова вызваны в Москву из Переславля для стенного письма в церкви Григория Неокесарийского. Роспись Троицкого собора была закончена в неизвестное время. По мнению В. Г. Брюсовой, в ней Силе Савину может быть приписана по стилю композиция “Вседержитель” в куполе, “Иоанн Предтеча” из оглавного деисуса в проеме южных дверей. Его манеру отличает “вкус к линейной стилизации”.

Сила Савин, как один из двух ведущих иконописцев Костромы (наряду с Гурием Никитиным), должен был принимать участие в написании в 1668 г. для антиохийского патриарха Макария двух икон: “Спасов образ, по полям писать 12 праздников со страстьми”, “Образ Пречистыя Богородицы Одигитрея, по полям писать кондаки и икосы и окафист”.

По некоторым сведениям, Гурий Никитин и Сила Савин в 1667 и 1672 г. расписали собор Богоявленского монастыря в Костроме. По наблюдениям В. Г. Брюсовой, им принадлежит живопись на стенах, тогда как в верхних частях собора осталась живопись XVI в.

Весной 1670 г. Сила Савин был затребован из Костромы в Москву вместе с другими костромскими иконописцами для “верховых иконописных скорых дел”, но оказался в Ростове у митрополита Ионы, где костромские и ярославские мастера расписывали Успенский собор. Там они работали и в 1671 г.

16 мая 1671 г. царь приказал грамотой на имя ростовского митрополита Ионы ярославским и ростовским иконописцам написать шесть икон на двойных досках и прислать их к 1 августа в Москву. Силе Савину, Гурию Никитину и костромичам было приказано написать иконы: “Похвала Богоматери” (полное), “Собор Богородицы” (полное) и “Неделя всех святых”. Доски и материалы были присланы из Москвы. Готовые иконы были отправлены в Москву 23 июля. В 1672 г. были написаны иконы: “1) Образ знамения Пресвятой Богородицы в чудесех, как было в Новгороде; 2) Лазарево возстание; 3) Вход во Иерусалим; 4) Сшествие Святаго Духа; 5) Неделя святых отец; 6) Распятие Господа Иисуса Христа; 7) О разслабленном” (Стлб. № 30 180 г.)

В марте 1673 г. вызван в Москву в составе артели костромских иконописцев.

В 1673 г. Сила Саин “писал в набережных хоромах Спасовы два образа, да Тихвинской Богородицы один образ, да образ Алексея Митрополита” в придел Алексея Человека Божия и Марии Египетской в церковь Похвалы Богородицы, что на дворе боярина Ильи Даниловича Милославскаго (Стлб. № 424 181 г.)

В 1676 г. в составе большой группы костромских и ярославских иконописцев писал иконы праздников в церковь Спаса Нерукотворного во дворце.

В 1676 г. Сила Савин в числе большой группы костромских иконописцев пожалован царем: “Для почести воображения святых икон и для их многие работы и московские волокиты тягла с них имать не велели” (ОПИ ГИМ. Ф. 444 И. Е. Забелина. Д. 248. Выписки из документов Оружейной палаты. Л. 311, 311об)

В 1679 г. вместе со своими земляками иконописцами писал “в Московский уезд в государево дворцовое село Измайлово в церковь Покрова Пресвятыя Богородицы местныя и пророческия иконы”. С ним работали: иконописцы средней статьи: Василий Козьмин, Артемий Тимофеев, Григорий Григорьев, Марк Назарьев; иконописцы меньшей статьи: Флор Леонтьев, Филипп Андрианов, Степан Матвеев, Никифор Григорьев, Андрей Андреев. В августе того же года Савин уехал из Москвы в Кострому.

В 1680 г. Сила Савин расписывал церковь Ильи Пророка в Ярославле, а в 1684 г. — Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме.

В 1689 г. вместе с Гурием Никитиным починивал и олифил икону Одигитрии в монастыре на Песошне (Игрицкий Песношский монастырь) (РГАДА. Ф. 235. Оп. 3. № 77. Описная приклада на чудотворном образе Одигитрии… в монастыре на Песошне..

С.С.Каткова высказала предположение, что Сила Савин происходил из семьи, многие члены которой были иконописцами, в артели Гурия Никитина (Кинешемцева) он исполнял обязанности второго знамещика и травщика (Каткова 2001).

Жатва. Деяния
пророка Елисея.

 

Сцена из жития пророка Елисея.
Храм Ильи пророка в Ярославле.
1680-1681 г.

 

Рождение сына
сунамитянки. Деяния
пророка Елисея.