Знаменский женский монастырь

Знаменский женский монастырь


При въезде в древний русский город Кострому, на берегу Волги, в окружении старинных лип, словно вырастая из земли, возносит к небу свои купола и кресты знаменитая церковь Воскресения на Дебре - великая православная святыня Костромского края, выдающийся памятник русского зодчества XVII века. На протяжении трех с половиной столетий каждый человек, въезжающий в Кострому из Заволжья, не может не заметить этот чудесный храм и не залюбоваться им.


Название церкви – «на Дебре» - указывает на то, что в древности здесь рос глухой, дремучий лес. Еще в далеком XIII веке это были охотничьи угодья костромского князя Василия Ярославича, младшего брата великого князя Александра Невского. Среди этих-то угодий благочестивый костромской князь построил два небольших деревянных храма – летний Воскресенский и зимний Георгиевский. В таком виде храмы и просуществовали до середины XVII века, когда на средства, пожертвованные богатым костромским купцом Кириллом Исаковым, они были построены вновь, но уже в камне и в несравненно более красивом обличий.
По преданию, деньги на строительство храмов купец получил чудесным образом. Ведя обширную торговлю с Англией, он закупил там партию бочек с краской, и в одной из пришедших бочек вместо краски было обнаружено золото. Верующий и благочестивый купец правильно понял это чудо и пожертвовал обретенное сокровище на богоугодное дело. Строили храм мастера из Ярославля и Великого Устюга, а расписывали его знаменитые костромские иконописцы Гурий Никитин и Василий Ильин. В последующие два столетия храм несколько видоизменялся, но все перестройки не затрагивали его первоначального облика и не уменьшали красоты.


Георгиевская церковь находилась к югу от Воскресенской и составляла с ней единое архитектурное целое. С западной стороны к храму примыкала трапезная, а к трапезной – колокольня. Построенная также в XVII веке, она первоначально была шатровой. К концу XVIII века Георгиевская церковь и колокольня пришли в ветхость. Вследствие этого с 1799 по 1802 годы храм был перестроен и в новом виде получил наименование Знаменского. В храме имелся придел в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, а к трапезной храма была пристроена новая высокая пятиярусная колокольня в стиле барокко, окрашенная в бирюзовый цвет и имевшая в высоту 43 метра . Автором проекта Знаменской церкви с колокольней стал выдающийся архитектор Степан Андреевич Воротилов, который строил также Богоявленский собор в Костромском кремле. К сожалению, сам зодчий не дожил до завершения строителпства колокольни, и ее достраивали его брат и сын, также архитекторы. Колокольня имела внутри придел святого Прокопия Устюжского и была освящена в 1801 году.


Знаменский храм и его колокольня, эти монументальные сооружения, обладая особой стройностью и грацией, почти на полтора века определили архитектурный облик Костромы, став ее неотъемлемой частою и украшением. Красотой Знаменского храма не менее, чем красотой самого Воскресенского собора, восхищались многие современники. В 1913 году, когда Кострома стала центром общероссийских торжеств в честь празднования 300-летнего юбилея царствующего дома Романовых, Знаменскую церковь посетил государь император Николай II с семьей. Царь и царица с наследником и дочерьми поднимались на колокольню храма и оттуда любовались великолепным открывавощимся видом на Волгу и окрестности Костромы.
К несчастью, недолго пришлось Знаменскому храму украшать Кострому. Наступившее революционное лихолетье, когда коммунистами-богоборцами уничтожалось вес лучшее и святое, созданное русским народом за многие века, положило конец существованию этого замечательного памятника отечественной архитектуры. В 1920-х годах Знаменский храм был закрыт, а в 1937 году, в разгар безбожных гонений, колокольня его была разрушена, сам же храм, потеряв свои купола и верхний этаж, был обращен в зернохранилище. Впоследствии в церкви устроили кочегарку. Так более чем на 60 лет Кострома потеряла одно из своих главных украшений. Нельзя было без боли в сердце смотреть на снесенные купола, полуразрушенную и покрытую плесенью кирпичную кладку стен.